ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Положение о реализации дисциплины "Физическая культура" для одельных категорий обучающихся. PDF >>>
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года No273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования –программам бакалавриата программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 No1367.
1.2. Положение является локальным нормативным актом и обязательно к применению во всех подразделениях вуза, непосредственно связанных с планово-организационным обеспечением и проведением учебного процесса (в деканатах факультетов, на кафедрах).
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:
– Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральным Законом Российской Федерации от 24.11.1995 No181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
– Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки (специальностям) (ФГОС);
–Уставом ЧОУ ВПО БИЭПП.
2. ТЕРМИНЫ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
2.1. Термины:
система менеджмента качества– система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству;
процесс– совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы;
запись–документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществления деятельности;
безбарьерная архитектурная среда образовательной организации- архитектурная среда, обеспечивающая инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от происхождения, характера и серьезности их психофизических отличий, доступность прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри здания;
инвалид- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
ограничение жизнедеятельности- полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение , обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид";
инклюзивное обучение – процесс обучения, обеспечивающий доступность образования для всех категорий лиц, в том числе для лиц с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья;
образовательные программы высшего образования– программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры -стажировки;
обучающийся– физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, препятствующие получению образования без создания специальных условий;
учебный план– документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
2.2.Обозначения:
•ГОС– Государственный образовательный стандарт;
•ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт;
•УО – учебный отдел;
•ФЗ – федеральный закон;
•Лицо с ОВЗ – лицо с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. Сокращения:
Кол-во– количество.
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Настоящее Положение определяет особенности реализации дисциплины «Физическая культура» для следующих категорий обучающихся:
- осваивающих образовательные программы по заочной и очно-заочной формам;
- осваивающих образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Дисциплина «Физическая культура», являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки бакалавриата и специальностям высшего образования реализуется в рамках:
для стандартов ФГОС ВО раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
для стандартов ФГОС ВО (актуализированный)-базовой части Блока1 по дисциплине«Физическая культура» в объеме 72 академических часов (две зачетные единицы); -элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» в объеме 328 академических часов (указанные академические часы в зачетные единицы не переводятся).
3.3. Формирование результатов освоения дисциплины «Физическая культура», как части образовательной программы, в виде компетенций происходит на основе получаемых знаний, умений и навыков.
По итогам изучения дисциплины студенты должны иметь представление о физической культуре как части общечеловеческой культуры и ее роли в развитии человека и подготовке специалиста , об анатомо –морфологических особенностях и основных физиологических функциях организма человека, общей и специальной физической подготовке.
Студенты должны знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни, методики самостоятельных занятий , особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, а также морфофункциональные особенности и возрастно-половые аспекты развития основных физических качеств и двигательных навыков.
Студенты должны уметь использовать средства и методы физического воспитания для профессионального и личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа жизни; владеть средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.
3.4. Дисциплина «Физическая культура» является обязательной к освоению на очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
3.5. Сроки (семестры) проведения учебных занятий и итоговые формы контроля определяются учебными планами бакалавриата и специалитета.
3.6. Реализация физической культуры осуществляется по утвержденным на заседании кафедры физического воспитания рабочим программам дисциплины, которые предусматривают использование дифференцированных форм и методов обучения, и служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования обучающихся.
3.7. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья настоящим Положением устанавливается особый порядок освоения указанных дисциплин на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.
3.8. Настоящий регламент и изменения в нем утверждаются Ученым советом института.
3.9. При освоении образовательной программы в ускоренные сроки в соответствии с индивидуальным планом учебная дисциплина «Физическая культура» может быть переаттестована полностью или частично на основании предоставленного обучающимся диплома о среднем профессиональном образовании, диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра, удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовке, справки об обучении или периоде обучения.
4. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ЗАОЧНОЙ И ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМАМ
4.1. Особенности реализации дисциплины «Физическая культура» для студентов, осваивающих образовательные программы по заочной и очно-заочной формам, заключаются в интенсивной самостоятельной подготовке (в межсессионный период - для студентов, обучающихся по заочной форме и в течение учебного семестра для студентов очно-заочной формы) и контролем результатов обучения во время проведения сессий.
4.2. Для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения данная дисциплина проводится, как правило, в форме лекционных и семинарских занятий в объеме не менее 14 аудиторных часов на очно–заочной форме и не менее 10 часов на заочной форме обучения.
5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
5.1.1. Особенности реализации дисциплины «Физическая культура» для студентов, осваивающих образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, также заключаются в интенсивной самостоятельной подготовке студентов и контроле результатов обучения во время проведения сессий.
5.1.2. Лекционные занятия для студентов, осваивающих образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, проводятся в том же объеме, что и для студентов, осваивающих образовательные программы с применением традиционных технологий.
Формой проведения лекций является вебинар.
5.1.3. Результат самостоятельной работы студентов представляется в виде контрольных работ и отчетов в каждом учебном семестре посредством инструментария электронного образовательного портала ЧОУ ВПО БИЭПП, после чего студенты допускаются к промежуточной аттестации (зачету).
6. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
6.1. Физическая культура для обучающихся в высших учебных заведениях является частью гуманитарного образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности.
При реализации физической культуры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ЧОУ ВПО БИЭПП ставятся следующие задачи:
- коррекция отклонений в развитии и здоровье обучающихся, восстановление нарушенных функций, нормализация двигательной активности и обмена веществ, предупреждение развития атрофии мышц, профилактика контрактури нарушений опорно-двигательного аппарата, выработка способности самостоятельного передвижения и навыков бытового самообслуживания;
- общее укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, улучшение физического развития и совершенствование двигательных способностей, увеличение степени приспособляемости и сопротивляемости организма к факторам внешней среды;
- отбор спортсменов, имеющих инвалидность, для участия в соревнованиях различного ранга.
6.2. Специфика учебного процесса по физической культуре для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья связана с комплектованием учебных групп с учетом индивидуальных особенностей здоровья, потребностно-мотивационной сферы, физического развития и физической подготовленности обучающихся.
6.3. Реализация физической культуры в ЧОУ ВПО БИЭПП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в рамках учебного процесса как в группах лечебной физической культуры ( далее - ЛФК), так и в форме индивидуальных занятий, как правило , в объеме не менее 2- х аудиторных часов в неделю.
6.4. Распределение учебной нагрузки осуществляется, как правило, следующим образом: на первом и втором курсах обучения - 4 часа в неделю, на третьем и четвертом курсах – по2 часа в неделю.
Количество часов учебных занятий регламентируется учебным планом направления подготовки /специальности.
6.5. Для отдельных обучающихся в зависимости от степени ограниченности здоровья возможна разработка индивидуального учебного плана с индивидуальным графиком посещения занятий.
6.6. Распределение обучающихся по группам для проведения практических занятий (специальную медицинскую, группу ЛФК ) осуществляется в начале каждого учебного года по результатам медицинского обследования и педагогической диагностики, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно–технической подготовленности.
Сформированные группы утверждаются распоряжением проректора по учебно–организационной работе.
6.7. Обучающиеся 1-го курса обязаны пройти медицинский осмотр и представить документ об его результатах на кафедру физического воспитания.
Обучающиеся, не прошедшие медицинский осмотр, к занятиям по физической культуре не допускаются.
6.8. Работа по формированию и совершенствованию физических, психических, функциональных качеств и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется через проведение групповых и индивидуальных занятий в спортивном зале ЧОУ ВПО БИЭПП.
6.9. Во время проведения занятий по физической культуре с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья применяются средства мультимедиатехнологий, наглядные пособия, тренажеры и другие средства.
6.10. Кафедра физического воспитания несет ответственность за организацию работы зала для групповых занятий по ЛФК и индивидуальных занятий.
6.11.Подготовку расписания для проведения занятий групп ЛФК и индивидуальных занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает кафедра физического воспитания.
Расписание согласовывается с учебным отделом и утверждается проректором по учебной работе.
7. АДАПТАЦИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН
7.1.Рабочие программы дисциплин «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» должны содержать адаптивную часть и методические рекомендации для проведения занятий и спортивных мероприятий, способствующих формированию и совершенствованию физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
7.2. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
- тестирование и медицинский контроль;
- восстановительные мероприятия;
- работа по индивидуальным планам;
- групповые и индивидуальные учебно-тренировочные и теоретические занятия.
7.3. В зависимости от нозологии обучающегося и степени ограниченности возможностей, в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы в следующих видах:
- теоретические занятия по тематике физической культуры и здоровьесбережения;
- занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта;
- подвижные занятия адаптивной физической культурой в тренажерном зале или на открытом воздухе.
Форма проведения текущей и промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к группам ЛФК, устанавливается с учетом индивидуальных особенностей (написание реферата, тестирование на компьютере и тесты по физической подготовленности).
7.4. При проведении методико-практических занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья преподаватель придерживается следующей примерной схемы:
- в соответствии с планируемой темой реферата преподаватель выдает обучающимся задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее изучению;
-преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие способы выполнения физических упражнений, для достижения необходимых результатов;
- обучающиеся на практических занятиях при взаимоконтроле воспроизводят доступные физические упражнения под наблюдением преподавателя;
- обучающимся выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию двигательных действий, приемов и способов.
Под руководством преподавателя обсуждается и корректируется правильность выполнения физических упражнений.
7.5. Для полноценного занятия студентам с ограниченными возможностями здоровья в ЧОУ ВПО БИЭПП установлены тренажеры общеукрепляющей направленности и фитнес -тренажеры.
Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства.
Положение о реализации дисциплины "Физическая культура" для одельных категорий обучающихся. PDF >>>