БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ,

ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Санкт-Петербург  
 

logoБАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА (БИЭПП)

Санкт-Петербург  

«Звездный курс  Софьи Азархи»

«ЛегПромБизнес»№6-7(155)август 2008г, Людмила Трофимова.

18 июня состоялась защита дипломов первого выпуска кафедры дизайна костюма Балтийского института экологии, политики и права. Студенты новой кафедры БИЭПП заявили о себе уже после первого курса, и к окончанию вуза половина из них стала достаточно известными дизайнерами в Петербурге и не только. В 2005 году студентки 3 курса Ольга Маркович, Ольга Денисова, Елена Кузнецова стали абсолютными победителями конкурса «Адмиралтейская игла», завоевав первое место и Гран-при за чудесную коллекцию «Дневники Нелли Павловны». Затем была стажировка в Милане. В 2006 году троица получила главный приз Национальной премии в области индустрии моды – «Золотое веретено» - в номинации «Дебют».

Заведующая кафедрой дизайна костюма член Союза дизайнеров и Союза художников России Софья Вениаминовна Азархи довольна результатами выпуска.

- Это мой первый курс, в который было очень  много вложено. Ребятам было внушено с самого начала учебы, что они должны работать на результат и из стен института выйти с портфолио, определенными успехами, заслугами. И, в принципе, оказалось, что они достойны всего этого. Они – талантливые дизайнеры.

Говоря о подготовке в БИЭПП, следует отметить, что в нашем вузе много внимания уделяется художественной части, концепции, интеллекту  студента, его погружению в культуру, и конечно, конструированию одежды. Педагоги кафедры дизайна костюма – профессионалы высокого уровня, все они работали в свое время в ленинградском  Доме моделей. Это бывший художественный руководитель Дома моделей Аркадий Константинович Курапов, Галина Генриховна Кильпе, заслуженный художник России Анатолий Савельевич Заславский и др. Что касается трудоустройства, вуз, естественно, будет помогать ребятам, хотя они достаточно самостоятельны в этих вопросах. В период обучения многие из них уже работали по контрактам. Например, Елена Кузнецова сотрудничала с фирмой «Топаза Пелла». Она сделала коллекцию, которая была показана на «Дефиле на Неве». Другие дипломники также имеют опыт работы на производстве. У меня создается впечатление, что они хотят объединиться после института и сделать что-то совместное. К ним еще наверно будут подключены студенты, которые учатся на 4-м курсе. Они уже придумали название «Группа 56».

В принципе и на защитах дипломов студенты выступили как команда. Работа каждого из 8 дипломников представляла отдельное направление, но вместе с  тем  их объединяла общая задача – сделать стильный гардероб. Для всех коллекций характерна креативность, поиск новых форм, работа с цветом, кроем, четкая концепция и адрес. ГЭК были представлены женская повседневная и нарядная одежда, верхняя, джинсовая (спортивная) и мужская одежда.

Ольга Денисова представила дипломную работу на тему «Анализ конструктивно-пластических свойств тафты в коллекции современной одежды» (руководитель С. В. Азархи). Коллекция коктейльных платьев «Фру-фру» выполнена по собственным лекалам с элементами геометрического (народного) кроя. Философия работы раскрыта в дипломной записке автора: «Свободный крой и драпировки позволяют подчеркнуть таинственность и хрупкость женственности, которой не хватает  в современном техногенном мире. Костюм может завораживать еще и музыкой шуршащего материала, и мужчины могут любить тот момент, когда дама садится в кресло, а платье шуршит около ее ног и стана».

Дипломная работа Надежды Плисовой называется «разработка коллекции верхней женской одежды методом наколки с использованием простейшего кроя» (руководитель Г.Г. Кильпе). Дизайнер показала, насколько элегантным может быть такой ассортимент,  как «пыльники». Коллекция выполнена из современной «плащевки» с металлической нитью и водоотталкивающими  свойствами. Продемонстрированы находки в крое. Удачно собранный объем, лаконичные черный и белый цвета. Студентка вдохновлялась кроем Мадлен Вийоне, Баленсиаги, японских мастеров. Коллекция может быть запущена в производство малыми партиями.

Ольга Маркович защищала работу «Коллекция женской одежды, созданная на основе авторской техники сложения и надсекания  геометрических разверток» (руководитель Г. Г. Кильпе). Модели выполнены на основе конструкции пластического кроя. Автор предложила свои органичные образные решения, используя элементы народного кроя, драпировок, японской школы моделирования. Она продемонстрировала бережное отношение с пластикой натурального материала, тонкий колористический выбор – графику, скупые цвета японской бумаги и гравюр.

Работа Анны Кулешовой – «Использование полевой военной формы 1953 г. В коллекции современной женской одежды. Повторный цикл вещей» (руководитель С. В. Азархи). Анна креативный дизайнер, показавший яркие коллекции на конкурсах «Модулор» ( «Машина времени») и Адмиралтейская игла («Карету мне, карету») представила не менее яркую дипломную работу, заслужившую высокую оценку ГЭК.

Автор виртуозно поработала с униформой, изготовив стильные модели – трансформеры. Из пары гимнастерок сшила платье, из двух других – комбинезон, из третьей – пиджак и т.д. Предложила несколько вариантов брюк. Получилась тщательно выполненная современная коллекция в стиле милитари, которая может быть униформой на все случаи жизни, включая поход за грибами.

Полина Заславская защищала диплом «Использование нетрадиционного пластического формообразования в коллекции современной женской одежды» (руководитель С.В.  Азархи). Дизайнер вдохновлялась авангардным течением в искусстве начала ХХв. (супрематизм, конструктивизм). В основе кроя – геометрические фигуры – кубы, параллелепипеды, треугольники. Автор попыталась применить их в одежде и в качестве декора. Художественно совместила и получилась оригинальная коллекция в духе оригами. Полина Заславская на конкурсе «Адмиралтейская игла» также блеснула в номинации «Авангард». Следующий шаг дизайнера – переход от формообразования к реальной одежде.

Елена Архипова представила тему «Эклектика как способ формирования нового образа в коллекции современной мужской одежды». Руководитель А.К. Курапов во вступительном слове сказал: «Дизайнер представила уличную моду, объявив конец стиля и одновременно провозгласив его как понятие, т.е. индивидуальность. Это одно из актуальных направлений в мировой моде. После временного обращения к панкам, хиппи и готам появилась молодежная мода как стиль. И автор это улавливает». Герои Е.Архиповой – парни с петербургских улиц. Их образам соответствует коллекция – энергичная, яркая, в ней есть художественная небрежность, интеллектуальность, смелое построение цвета, удачный выбор тканей. Автор продемонстрировала умение сочетать разные материалы – плащевку, джинсу, трикотаж, велюр, хлопок, вельвет. Коллекция может быть  запущена в производство.

Вера Чаплинская защищала диплом на тему «Коллекция современной одежды с использованием авторского оформления тканей» (руководитель Г.Г. Кильпе). Дипломница предпочла актуальное сегодня направление – декор. Для ее работы характерна техника печати и свободный крой, кимоно, который выбран для того, чтобы подчеркнуть красоту орнаментов.  Для печати на шелке дизайнер использовала  современные компьютерные программы. Вдохновляясь архитектурой готики, витражами. Оттуда краски, смешение стилей в орнаментах – здесь и славянские, и кельтские, и скандинавские, и современные мотивы. Коллекция декоративная, резко контрастная по цвету. Абстрактная по стилю. Позитивная по энергетике. От нее веет духом экспериментаторства. Вера Чаплинская с первого дня проявила себя самостоятельным, энергичным, творческим человеком. На втором курсе стала призером конкурса «Адмиралтейская игла». Потом были участие в Модном десанте, поездка в Милан, участие в «Дефиле на Неве». Последние два курса прошла за один год.

Елена Кузнецовапредставила работу «Интерпретация классического стиля в коллекции женской одежды направления прет-а-порте де люкс». Изысканная графическая работа, выполненная в петербургском стиле. Наряды решены в двухцветной гамме – дымчато-серый, сложный коричневый, белый, черный цвет, что характеризует зрелого мастера. Коллекция сдержанная, интеллектуальная, но достаточно выразительная, поэтичная. Рецензент Майя Кузнецова очень точно охарактеризовала ее строчками Бродского «Я родился и вырос в балтийских болотах, подле серых цинковых волн, всегда набегавших по две, и отсюда - все рифмы, отсюда тот блеклый голос, вьющийся между ними, как мокрый волос, если вьется вообще».

«Секреты хорошего образования»

«МК» в Питере» 18-25 июня 2008г., Владимир Симонов.

В Петербурге уже 15 лет существует вуз с уникальным набором специальностей.

Васильевский остров давно уже воспринимается как некая академическая купель Петербурга. В частности, именно здесь, на 18-й линии, располагается Балтийский институт экологии, политики и права, руководству которого удалось собрать под одной крышей юристов и бухгалтеров, экологов и дизайнеров, и даже – театралов! Подробнее об этом необычном вузе нам рассказывает ректор института, член Российского Союза ректоров Евгений Рейфе.

Талант видеть красоту

Первое, на что обращаешь внимание в этих стенах, - улыбки. Улыбаются все – задорные первокурсники, степенные выпускники, солидные преподаватели. Быть может, потому, что в этом институте нет неталантливых студентов? Евгений Давидович убежден – задача педагогов и состоит в том, чтобы найти в каждом студенте способности и помочь реализовать их. А если человек будет заниматься любимым делом, он и будет «светиться» изнутри.

- Посмотрите на наш первый курс, - приглашает нас ректор на экзамен по дизайну. – Сколько выдумки, сколько фантазии! Уже сейчас можно отметить,  какие это способные ребята. Конечно, рассуждать о том, насколько далеко они могут пойти, еще рановато. Впереди годы упорного труда. Но даже сейчас, глядя на них, я понимаю, что они на правильном пути. А это значит, что мы со своей задачей справляемся.

Гордость Евгения Давидовича за своих студентов понять несложно – сам он дизайнер с большим стажем, а также декан этого факультета. Так что ничего удивительного в том, что институт начал подготовку дизайнеров в Петербурге, нет.

- Не стану говорить, что мы в чем-то уникальны, - улыбается он. – Главная наша черта – мы подходим ко всему основательно. И если уж взялись за какое-то направление, сделаем все, чтобы образование велось на самом современном уровне. Дизайнерам интерьера и среды – классы компьютерного проектирования, дизайнерам костюма – отдельная оборудованная мастерская. Для того, что бы создать что-то стоящее, любому специалисту нужны определенные условия, и своим студентам мы эти условия обеспечиваем. Также в БИЭПП входит гуманитарный колледж, где ведется обучение по специальностям  живопись и страховое дело.

Ну и, конечно, преподавательский состав представлен  подлинными мастерами своего дела. Все вместе – и есть ответственный подход к делу, который не может не привести к блестящему результату.

Диплом – для города

Что такое дизайнер? Прежде всего, это человек, который умеет видеть то, что скрыто от других. Человек, способный разглядеть красоту в привычном пейзаже.  Недаром все стены института украшены работами студентов – лучшее доказательство того, что сами преподаватели гордятся юными дизайнерами. Что уж говорить о дипломных проектах!

- Основное требование к каждому дипломному проекту  - он должен быть из жизни, - рассказывает Валерий Кармазиненко, проректор по науке и развитию. – мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники могли видеть объект комплексно. Поэтому каждый диплом посвящен конкретным ситуациям.

И в этом можно убедиться собственными глазами. Большая часть проектов в той или иной степени затрагивает благоустройство Васильевского острова. К примеру, студенты Балтийского института экологии, политики и права в дипломных заданиях разрабатывали проект Шестой линии. В перспективе планировочные решения молодых дизайнеров вообще могут быть интересны для рассмотрения соответствующими организациями.

Или еще один масштабный проект – остров Северный, который решено использовать как рекреационную зону. Сейчас уже есть проект моста, соединяющий остров с Петроградской стороной, и студентам предложено разработать варианты благоустройства этого острова.

- Естественно, наши дипломники не занимаются бессмысленным фантазерством, - подчеркивает ректор. – Каждый проект оценивается в первую очередь с  точки зрения функциональности. Объемы наших дипломных проектов порой сравнимы с объемами работ в научно-исследовательских институтах. И надо сказать, что мы уже отметили несколько интересных решений. Впрочем, нашу задачу я вижу в том, что мы это делаем в интересах города и предлагаем городу, а будет ли это воплощено в жизнь – дело другое.

Наука защищать природу

Еще одна гордость Балтийского института экологии, политики и права – факультет экологической безопасности. Изначально идея создания экологических вузов принадлежала академику РАН Никите Николаевичу Моисееву. Суть проекта заключалась в том, чтобы создать по России целую сеть вузов, занимающихся подготовкой людей, способных обеспечить экологическую безопасность.

- Идея была замечательная, - рассказывает Евгений Давидович. – Конечно, поначалу желающих поступить на этот факультет было не так много. Направление новое, малопонятное. Многих к тому же отпугивало само название факультета, навевающее мысли о всяких экологических катастрофах. Мы даже пробовали его изменить на более мирное – «Экология и право». Но после того как президент страны назвал это направление приоритетным, мы вернулись к первоначальному.

Сегодня ситуация заметно изменилась. Студентов, обучающихся на факультете экологической безопасности, с каждым годом становится все больше. Это и понятно – специалисты подобного толка в настоящее время крайне востребованы, и нехватка профессиональных экологов ощущается весьма остро.

- выпускники нашего факультета – именно то, что нужно сегодня России, - уверен Михаил Глушинский, проректор по  учебно-организационной  работе и декан факультета. – Экологической экспертизе подвергаются любые проекты – от производственных до экономических. В конце концов грамотное использование ресурсов и своевременное предотвращение негативных экологических ситуаций позволяет государству экономить миллионы.

В этих словах кроется сама суть экологической безопасности. Любые катастрофы проще предупредить, чем впоследствии ликвидировать. Умение грамотно оценивать ситуацию и проанализировать возможные риски и является основным требованием к будущим экологам.

Редкая профессия

Не секрет, что все без исключения европейские страны, с которыми сотрудничает Россия, к вопросам экологии относятся очень трепетно. И требуют того же от своих стратегических партнеров. Сегодня усилия по предотвращению негативных последствий производственной базы стали своеобразным  показателем хозяйственного отношения к собственным ресурсам.

- Понятно, что для того, чтобы наши выпускники соответствовали мировым стандартам подготовки в этой области, необходимы не только теоретические знания, но и обширные практические навыки, - рассказывает Евгений Давидович. – В этом вопросе нам очень помогает сотрудничество с Санкт-Петербургским научно-исследовательским центром экологической безопасности РАН, директором центра , профессором Владиславом Константиновичем Донченко. Наши студенты имеют возможность проходить практику непосредственно в центре. Это очень большой плюс для наших выпускников, поскольку у них есть возможность работать с самым современным оборудованием, которое не под силу приобрести обычному вузу.

Все это и обеспечивает высокий процент трудоустройства выпускников факультета экологической безопасности. Практически все они идут работать в экологические службы города, имея за плечами определенный опыт. И востребованность качественных специалистов-экологов будет только расти.

- Мы регулярно отслеживаем ситуацию в центрах занятости Петербурга, и наших выпускников мы там не встречали за все 15 лет существования института, - гордо сообщает ректор. – Прекрасное доказательство того, что мы со своей работой справляемся!

Кутюрье из Петербурга

Одной из немногочисленных, но крайне интересных кафедр вуза можно назвать «дизайн костюма». В 2008 году состоится первый выпуск. Среди будущих выпускниц есть очень талантливые – Вера Чаплинская, Елена Кузнецова и ряд других. Впечатляет перечень наград, которых удостоена кафедра: национальная премия в области индустрии моды «Золотое веретено», золотые и бронзовые дипломы Международного  биеннале дизайна «Модулор», первые места и Гран-при на конкурсе молодых дизайнеров одежды «Адмиралтейская игла». Студенты – авторы самостоятельных коллекций, представленных  в  «Дефиле на Неве» осенью 2007 и весной 2008 годов.

Театральная жизнь

Отдельная глава в жизни института – театральный факультет. Здесь не бывает тихо никогда. Даже ночью, наверное, в воздухе носятся обрывки песен, шепот разучиваемых  ролей. А уж днем из каждой аудитории доносится смех, музыка, пение. Вот слышно, как кто-то распевается, рядом первокурсники осваивают сценическое движение, а в соседней аудитории важные студенты старших классов репетируют Чехова.

- Вы знаете, я и сам из театральной семьи, и театр очень люблю, - откровенничает Евгений Давидович. – Оттого и решились мы в свое время на этот эксперимент – открыть театральный факультет. Время показало, что мы сделали правильный выбор. Даже в Петербурге, городе с таким количеством профессиональных театральных вузов, наши выпускники находят себя. А на дипломных спектаклях мы все чаще видим именитых гостей, после чего наши выпускники получают приглашения работать в столичных театрах.

Кстати, есть у театралов и собственный зал с достойной сценой. Основной репертуар – классика. Ведь именно «нетленные произведения» позволяют в полной мере раскрыться таланту, найти для себя новый ракурс известной роли.

Коридоры факультета превращены в своеобразную доску почета – афиши премьерных спектаклей, анонсы выступлений уже получивших признание выпускников. Это Андрей Родимов, Оксана Казакова, Александр Трофимов, Тамара Котова, Александра Молчанова, Татьяна Перевязкина, Александр Владимиров, и известная исполнительница Елена Ваенга и многие другие.

Искусство для юриста

Главная гордость театрального факультета  - его преподавательский состав. Достаточно упомянуть такие имена, как Иван Иванович Краско, Леонид Павлович Мозговой или Петр Сергеевич Вельяминов. С такими учителями невозможно стать плохим актером. Ребята признаются, что даже простая беседа с Петром Сергеевичем Вельяминовым, деканом театрального факультета, дает им очень  много.

- Вы знаете, я даже пошел на небольшое отступление от принятых правил, - рассказывает ректор института, - и попросил Петра Сергеевича лично вручать дипломы выпускникам театрального факультета. Вы же сами понимаете: то, какой великий человек вручал им долгожданный диплом, они запомнят надолго.

Кстати, не зря театральное образование считается самым универсальным. Те навыки, которые получают здесь ребята, всегда пригодятся в жизни, кем бы ты ни решил потом работать. Сценическая речь, сценическое движение, зарубежная литература, история – все это предметы, необходимые каждому воспитанному человеку.

- Есть у нас одна особенность, - признается Евгений Давидович.- Некоторым студентам мы позволяем обучаться заочно на втором факультете. И знаете, что стало пользоваться наибольшим спросом? Многие ребята с юридического факультета захотели получить определенные театральные навыки. Молодцы, честно скажу, поскольку мастерство актера, умение вести себя на публике, держаться определенным образом в их будущей работе лишним не будет.

Но и о современных технологиях здесь не забывают. Все студенты проходят обучение работе с современными компьютерными программами. Тем более что компьютерные классы института оборудованы по последнему слову техники. А в будущем даже планируется переход на беспроводные технологии для удобства студентов. Так что в этих стенах успешно соседствуют технологии XXI века и неизменный театральный романтизм со шпагой в руке. Остается только пожелать институту новых талантливых студентов и понадеяться на то, что та прекрасная атмосфера, которая царит здесь. Не изменится никогда.

«Законная» гордость

Не стоит думать, что обучение в институте ограничивается такими «экзотическими» профессиями, как актер или эколог. В частности, внимания заслуживает юридический факультет, выпускники которого занимаются самыми разными направлениями – от внутренней безопасности до таможенного дела. А возглавляет факультет Яков Гилинский  - доктор юридических наук, профессор, академик Нью-Йоркской академии наук.

А не так давно по рекомендации председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадима Тюльпанова было решено выбрать председателей общественности в состав квалификационной коллегии судей Санкт-Петербурга. Оказалось, что трое из девяти кандидатов – Николай Левшин, Татьяна Смирнова и Дмитрий Солтык – являются выпускниками Балтийского института экологии, политики и права в разные годы. Результат внушительный и говорящий сам за себя.

«Штрихи к портрету ноября»

газета «Санкт-Петербургские ведомости» от 25.11.2005г. Александра Андреева.

Прошлая неделя для модников нашего города выдалась необыкновенно бурной. Одновременно прошли сразу два «молодежных» мероприятия – 11-й международный конкурс «Адмиралтейская игла» и 7-й фестиваль «Модный десант», который тоже знакомит публику с работами тех, кто только начинает профессиональный путь.

В тот же день, когда открывались оба смотра молодежных достижений, торжественно распахнул двери для публики огромный магазин Vanity-opera. В нем на нескольких этажах разместились одежда и аксессуары многих известных в мире марок (по весьма специфическим ценам). Этот бутик с откровенным названием (vanity – тщеславие) обосновался в том самом здании, которое в один прекрасный день вдруг обнаружилось на Казанской улице сразу за колоннадой Казанского собора. Явление «стеклянного куба» народу тогда вызвало очередной всплеск общественного возмущения, которое, впрочем, довольно быстро схлынуло. А дом остался, и наступил момент, когда по красной дорожке в его распахнутые двери втянулась нарядная публика.

На открытии бутика была группа людей, не знакомых петербургской тусовке, зато весьма известных в мире. Это представители модного дома CommedesGarcons, в частности его генеральный директор Адриан Жоффе. С начала 1980-х годов под этой маркой создается одежда для интеллектуалов, очарованных скульптурными пропорциями, виртуозным кроем и страной красотой, свойственными почерку дизайнера Рей Кавакубо. Удивительным образом CommedesGarcons удается совмещать закрытость и массовый успех.

Госпожа Кавакубо утверждает, что создает не вещи, а высказывания. Воспользовавшись случаем, я спросила у Адриана Жоффе, как изменились в последнее время «высказывания» его супруги – ведь в мире такое творится. В частности, в их Париже. Он ответил неожиданно.

- Главная движущаяся сила художника – голод, сказал господин Жоффе. – И гнев.  -  Голод и гнев правят творчеством всегда. И в последнее время они ощущаются острее. Рей Кавакубо не занимается политикой. Она занимается творчеством. Чем тяжелее груз опыта, тем меньше она уверена в себе. Ей хочется показывать коллекции все меньшему количеству людей. Мы с огромным трудом уговорили ее на последней неделе в Париже  впустить в зал 300 человек. Она говорит, чем меньше народу, тем лучше они могут увидеть модели и насладиться деталями…

Мода сейчас слишком подвержена влиянию крупных корпораций. Все становится банальным и бесцветным. Людей, придумывающих новое, то есть настоящих творцов, не отличают от  тех, кто использует их находки… Есть известные модельеры, которые работают сразу на несколько брендов, тем самым они не дают молодым пробиться…

Эти слова Адриана Жоффе я вспоминала не только бродя по этажам «Тщеславия», но и в последующие дни, когда шли показы начинающих дизайнеров. В последнее время как-то не принято говорить с молодыми о чувствах, питающих творчество. Чаще речь идет о бизнесе, пиаре, инвестициях, тенденциях и клиентуре. Это насущная необходимость. Но, уделяя внимание средствам, мы порой забываем о цели. О смысле того, что становится для молодого человека делом жизни. И не голод и гнев, а сытость и тщеславие порой становятся базой для упражнений с тканями.

Конкурс «Адмиралтейская игла», в очередной раз проведенный Университетом технологии и дизайна при поддержке администрации города, в этом году показал, что студенты, видимо, потеряли интерес к чистой фантазии. Номинация «Авангард» оказалась самой слабой. Победившая в ней коллекция  москвичек Анастасии Якушиной и Елены Белопуховой «Акселератка» (Московский текстильный университет) никак не поразила новизной – примерно такие же трикотажные вещи-трансформеры появлялись на подиумах «Адмиралтейской иглы» и в прошлые годы. Показ, правда, прошел задорно, под веселую песенку про «дурру-малолетку», и, возможно, именно это произвело впечатление на заскучавшее жюри под председательством Вячеслава Зайцева.

«Гран-при» и победа в номинации Pret-a-porte досталась петербурженкам  Елене Кузнецовой, Ольге Маркович и Ольге Денисовой за ретро-коллекцию «Дневники Нелли Павловны» (Балтийский институт экологии, политики и права). Эта номинация оказалась интересной, в ней было несколько сильных коллекций студентов из Москвы и Мюнхена.

В номинации Pret-a-portedeluxe под девизом «Первая леди» победила опять же наша землячка Вера Чаплинская с вполне театральной коллекцией  VirginQeen («Королева девственница», Балтийский институт экологии, политики и права). При чем здесь прет-а-порте, да еще люкс (то есть одежа весьма высокого качества, предназначенная не для подиума, а для жизни), понять не представляется возможным. Коллекция забавная, но носить ее можно разве что на карнавале, да и то с трудом.

Впрочем, Вячеслав Зайцев справедливо заметил, что студенты вообще не склонны прислушиваться к тем заданиям, которые предлагают им устроители конкурса. И в этом есть проблема.

Будут ли они прислушиваться к заданиям, которые им предложит взрослая жизнь?

«Мужская мода , декаданс, кутюр в стиле «симплисити»

«ЛегПромБизнес» №12(140) декабрь 2006г., Людмила Трофимова.

С 22 по 25 ноября в Санкт-Петербурге проходил  XII международный конкурс молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла». Это крупнейшее мероприятие в области студенческой и молодежной моды. Цель конкурса – объединить талантливых модельеров всего мира, дать им возможность продемонстрировать индивидуальное видение современных тенденций моды перед избранной аудиторией, представителями СМИ и всемирно известными кутюрье. Третий год подряд  художественным руководителем международного конкурса молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла» является петербургский модельер Владимир Бухинник, который разрабатывает номинации. В этом году оргкомитет провел эксперимент в судействе, пригласив в жюри представителей известных зарубежных школ Великобритании, Франции, Германии, Италии, Дании, Нидерландов, Финляндии и других стран, модных Домов, журналистов. Всего 12 человек. Председательствовал мэтр российской моды Вячеслав Зайцев.

За главный приз конкурса «Адмиралтейская игла» боролись более 200 участников из Санкт-Петербурга, Москвы, Мюнхена, Стокгольма, Хельсинки, Копенгагена и других городов. Финальное дефиле состоялось  24 ноября в театре «Балтийский дом». Оно было построено в виде шоу, с включением элементов современного балета. Символично, что театральные сцены разыгрывались и на подиуме, и за кулисами, среди членов жюри. Как сказал в завершении конкурса Вячеслав Зайцев, он один противостоял зарубежным судьям и не вполне согласен с их оценками. Хотя, если исходить из предварявшей конкурс пресс-конференции, где Вячеслав Михайлович «солировал», можно сказать, что он – «и один в поле воин». В целом консенсус был найден. Единодушное мнение жюри – много интересных работ, особенно в номинации прет-а-порте. Судя по ответам на пресс-конференции, иностранные специалисты в восторге от стиля «симплисити», через призму которого, видимо, рассматривались все коллекции.

Али Анзари, профессор, директор Академии моды (Мюнхен), третий год  работающий в жюри конкурса, отметил также, что качество представленных работ гораздо выше, чем в прошлые годы. «Я увидел много реальной одежды, которая превосходит студенческие работы. Единственная проблема в том, что они прозвучали в неправильных номинациях.  Это недоработка студентов, педагогов и оргкомитета». Али Анзари заметил, что он бы, например, изменил номинацию «Прет-а-порте де люкс» на «Кутюр». Кстати, относительно непопадания в номинацию. Практически на протяжении всех лет конкурса члены жюри отмечают эту «ошибку». С той лишь разницей, что наше сердобольное жюри, куда входили педагоги всех российских вузов, обычно корректировало общие недоработки, предлагая студентам в ходе конкурса  перейти в нужную номинацию. Деликатное иностранное жюри не занималось исправлениями ошибок, «подгонками» под ту или иную номинацию, полагая, что тщательная подготовка к конкурсу – задача студентов и их кураторов.

Судьи выбирали из того, что было представлено.  Возможно поэтому среди победителей всех номинаций  не было явных лидеров, за исключением обладателя Гран-при.

Следует отметить, что на этот раз российские дизайнеры большое внимание уделили мужской моде, что в общем-то соответствует мировым тенденциям. Почти все призовые места также заняли преимущественно мужские коллекции.

Основная борьба развернулась между участниками из Москвы, Петербурга, Омска и Казани. По итогам конкурса в номинации Pret-a-porter  Diffusion (Фойе) победила пафосная коллекция одежды из разряда «костюмы к кинофильму о Шерлоке Холмсе» - «Дефиле по Бейкер-стрит» Веры Костюриной (Москва). В номинации Pret-a-porterdeLuxe(V.I.P.) – несколько театральная коллекция с черным юмором – «Декаданс Де Леш Фанс» («Декаданс детства») Дианы Бритос и Кирилла Ширяева (Москва). В номинации Avantgarde («Вакуум») жюри признало лучшей загадочную коллекцию «Рассказы старого зеркала» Тимура Ишбаева (Казань).

Гран-при получила коллекция мужской джинсовой одежды Personalspace («Личное пространство») московского дизайнера Андрея Лооса. Она отличалась оригинальным кроем, сочетаниями традиционных материалов (джинсы и трикотажа) и новыми технологичными обработками. И главное  - соответствовала эстетике «симплисити». Автору коллекции предстоит стажировка в Лионе.

Примечательно, что перед  тем как назвать победителей, публике для сравнения показали коллекцию, получившую Гран-при в пошлом году. Это «Дневники Нелли Павловны» петербургских студенток Ольги Маркович, Ольги Денисовой, Елены Кузнецовой. Их работа – своего рода ремейк на один из популярных женских стилей 60-70-х. Эмоциональная, полная иронии коллекция вызвала настоящую овацию. Как  говорится, расставаться с прошлым легче, смеясь или переосмысливая его. Мужская коллекция Андрея Лооса  Personalspaсe – антипод. Это одновременно гимн джинсам, и в то же время  в ней есть дизайнерский взгляд, устремленный в будущее. Нью-лук – индивидуальность мужчины  как воплощение стиля «симплисити». Это сегодня новый образ не только для России. Смелая работа заслужила не менее бурную реакцию зала.

В рамках заключительного шоу публике также была представлена новая коллекция Владимира Бухинника  «Пикадилли» .  Состоялся показ французского модельера Макса Шуаля (MaxChaoul), показ коллекции одежды русско-немецкого проекта BlackFriday. На открытии конкурса свою коллекцию Tolstoy’sCoffeShop презентовали участники немецко-русского проекта.

В этом году в рамках конкурса «Адмиралтейская игла» впервые проводился фестиваль обуви, аксессуаров и фестиваль белья, который члены жюри под председательством Али Анзари нашли вполне удачным. В конкурсе белья участвовали в основном петербургские дизайнеры, которые  порадовали профессионализмом и разнообразной тематикой. Ольга Морозова представила интересную коллекцию предпостельного  белья  «Розовые сны», стилизованную под гламурные пятидесятые. Татьяна Рубан развила этническую тему в коллекции мужского белья «Индейцы ловят крокодилов». Ирина Ткаченко предложила новый ассортимент мужского белья для бани (коллекция «Ирония судьбы или…»). Образная, с юмором работа Евгении Орешкиной Myboyfriendisverysexy – нежный взгляд на противоположный пол. Примечательно, что модели этой коллекции демонстрировали не профессиональные манекенщики – спортсмены двухметрового роста. В номинации «Женское белье» в лидеры вышла романтическая коллекция под  названием «Суфле» Яны Ковалевой.

В течении недели помимо конкурсных показов в концертном зале СПГУТД проходила выставка модной фотографии. Состоялся открытый мастер-класс профессора Академии моды (Мюнхен) Али Анзари на тему «Модная социология». Семинар «Тенденции в текстиле 2007-2008» провела Ориетта Пелиццари, профессор Новой художественной академии Милана NABA.

«Одежда бабушек – самая модная у внучек», «METRO Петербург» от 21.11.2005г, Лиза Иванова

В Петербурге в субботу подвели итоги конкурса молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла».

Финал «Адмиралтейской иглы» проходил в камерном зале Капеллы, явно не предназначенном для фэшн-показов. Подиум установили предельно близко к зрителям. Те, кто сидел у помоста, взирали на коллекции в буквальном смысле – снизу вверх. Такая близость к моделям позволяла рассмотреть в мельчайших подробностях, как нюансы одежды, так и родинки на телах девушек. Мужчины не переставали щелкать мобильниками, когда на подиуме появлялась очередная красотка, - они фотографировали ножки девчонок, а не то, что на них было надето. Дам, как и жюри, больше интересовала «креативная составляющая действия».

Конкурс – барометр моды. Почти 100 коллекций за три дня конкурса, около 30 финалистов, три номинации и один гран-при. Битва должна была быть жаркой, но, увы, лидеры «Иглы» определились сразу же. Жюри единогласно присудило победу трио из Петербурга. Елена Кузнецова, Ольга Денисова и Ольга Маркович представили коллекцию «Дневники Нелли Павловны», которую в народе тут же обозвали «Бабушка-стайл». Дизайнеры интерпретировали ретро в контексте современности. По подиуму вышагивали внучки в одежде своих бабушек – приталенные пиджачки с волнообразными краями, ситцевые платья, туфли на квадратных каблуках. Цок-цок-цок – вышагивало ностальгирующее нафталиновое прошлое. Прошлое, которое называют будущим моды. – История всегда делает круг, - сказала одна из победительниц Ольга Денисова, - глупо не использовать идеи из прошлого, которые так востребованы в будущем.

Петербуржцы не любят повседневность. «Дневники Нелли Павловны» - одна коллекция из трех, которая была представлена в номинации «Прет-а-порте» в финале «Иглы» петербургскими конкурсантами. Все остальные показы в этой номинации – плоды творчества московских и зарубежных дизайнеров. Повседневная одежда мало интересует петербургских модельеров, их больше влечет одежда-праздник, одежда-статус. Вот и в номинации «Прет-а – порте де люкс: Первая леди» все призовые места достались петербуржцам. Чего стоила коллекция «Вспоминая Франсуазу Саган» или «Сударыня-барыня»!

Победительницы с ретро коллекцией «Дневники Нелли Павловны» получают двухнедельную стажировку в дизайн-школе в Милане. Возможно, о наших талантливых девчонках скоро узнает весь мир.