БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ,

ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Санкт-Петербург  
 

logoБАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА (БИЭПП)

Санкт-Петербург  

Газета «Провинция», «Путь художника», В.А.Ушакова,  №79, 12.10. 2012, г.Волхов, Ленинградская область

Творческая жизнь Юрия Анатольевича Васильева наполнена разнообразием художественных интересов. Он  работает в различных техниках и жанрах  живописи и графики, но, тем не менее, создавая разноплановые произведения,  мыслит как живописец,  отдавая приоритет цвету.  Будучи от природы талантливым человеком, отличается цельным художественным мировоззрением, последовательно воплощая его в своем искусстве. Васильев удивительно позитивный мастер, по словам художника, он получает удовольствие от самого процесса творения, это ощущается во всех работах, выполненных им в разных  материалах:  офорте, акварели,  пастели, в  масляной живописи, смешанной технике. Произведения художника наполнены красотой мира природы и радостью бытия, в них присутствует, прежде всего, светлое жизнеутверждающее начало.

Сколько себя помнит художник, – живопись всегда окружала его. Обстановка, в  которой  прошли его ранние годы, связана с искусством. Юрий Васильев родился в 1950-м году в Ленинграде в семье известного живописца Анатолия Ильича Васильева. Отец сыграл большую роль в становлении  творческой личности, формируя его взгляд на мир, как художника и человека. Он унаследовал от отца интерес к окружающей жизни и  крепкую академическую школу, которая дала ему возможность свободно экспериментировать в своих работах. Вначале отец был для него  учителем, а потом, признавая самостоятельность и незаурядные способности  сына, стал коллегой по цеху, работая вместе в одной мастерской.

Васильев прошел хорошую школу не только у отца, но и окончив Среднюю художественную школу при Академии художеств СССР в 1968 году, а потом факультет графики института им. И.Е.Репина по мастерской А.Ф.Пахомова и В.А.Ветрогонского в 1974 году. Дипломную работу он защитил серией офортов «Деревенские мотивы».  Художник осознанно выбрал факультет графики, несмотря на то, что он с детства любил работать масляными  красками. Расчет у него был такой,  зная, что живописью  все - равно будет заниматься, хотел получить профессиональные знания и навыки в графике. В конце 1970-х –1980-х годов  в основном занимался офортами. В 1978 году стал членом  Союза художников СССР, представляя для вступления серию офортов «Хозяева Тверской земли».

Характерно, что в офорте у него почти нет черно-белых работ. Он не мог обойтись без цвета, поэтому  печатал офорт на  монотипии, совмещая две печатные техники и получая интересные результаты.  В 1980-х – 1983-х годах  Васильев работал  в студии художников – маринистов  Центрального Военно-Морского музея. Там  им создано, наряду с другими, три серии офортов, которые находятся в собрании музея. В его офортах  присутствует  широта, и вместе с тем,  избирательно и деликатно выполнены детали, которые не перегружают композицию и сохраняют  естественную свободу штриха. Он использовал высокую или глубокую печать, в зависимости от сюжета, а цвет наряду со штрихом обогащал графические листы, в чем способствовала техника монотипия,  создающая  плавный  цветовой переход. В работах Васильева широкий диапазон графического языка, сохраняющий свободный почерк и открывающий большие возможности творческих исканий. Офортные серии мастера  отличаются особой напряженностью, глубиной, живописностью и тональным разнообразием изображения (серия офортов «Исследователи моря»). Его подвижный офортный инструмент давал возможность свободного рисования и точно отражал почерк и темперамент художника, состоящий в единстве творческого и технического процессов.

С конца 1980-х годов Васильев ездит в творческие поездки по стране – на Север, в Молдавию, Среднюю Азию, привозя оттуда множество натурных работ, выполненных в акварели.  («Полярная ночь», «Молодое вино», «Сторож»). Художнику  свойственно обостренное видение мира, натуры, он находит точный образ, его цветовую суть, всякий раз, создавая особый колористический строй. С 1990-х годов у художника открываются новые возможности, связанные с поездками в  Норвегию, Францию, Германию, Испанию, Португалию и другие страны.  Именно эти путешествия расширяют художественный багаж мастера и наполняют его арсенал прекрасными и разнообразными работами. Его всецело захватила необычайность природы и городов этих  мест. Он  много писал акварелью с натуры на больших и маленьких листах, писал по «мокрому», очень быстро, моментально схватывая характер местности. Васильев обладает  прекрасным чувством ощущения колорита той или иной  страны.

Из творческой поездки по Норвегии, организованной   Северо – Норвежским центром искусств, он привез более тридцати акварелей. («Бухта Нусфьорд», «Сентябрь на Лофотенах», «После дождя»). Каждый раз, новое общение с природой  давало художнику радость первооткрывателя. Ландшафты Норвегии написаны  в, тонко почувствованной, колористической гамме, свойственной  этой стране, с ее поэтическим измерением.  Под его кистью  происходит таинство преображения рельефа пространства: горы моделируются точными мазками, долины и фьорды  в цветовом единстве соединяются с небом, погружая этот мир в царство поэзии и мечты.

Путешествуя по Франции, Испании, Португалии и другим странам на своей машине, останавливается там, где глаз художника видит нужный мотив, Васильев  делает маленькие  акварели и рисунки, как этюдный материал для холстов в масле. Работает и на больших листах,  создавая  законченные акварельные произведения, в которых  сохранена  свежесть восприятия и непосредственная чистота  цвета. («Нормандия. Дюны.», «Порт – Байл. Последний причал»).  К акварели у мастера трепетное отношение, его завораживает ее прозрачность, возможность дать  «работать» основе, где белый цвет самой бумаги включен в образную ткань произведения,  усиливающий ощущение еще большей воздушности изображаемого.  В то же время,  он любит  иногда прорисовать и акцентировать детали. («Кирха в Гёрене», «Канал в Уккемюнде»). Художник свободно владеет техникой акварели, обладая многими навыками и приемами, он знает, как сделать тот или иной переход, ему интересно разбирать фактуры, наделяя листы неповторимым ощущением точности восприятия.

Иногда натура не получается акварелью,  тогда он берется за пастель. Васильев говорит: «Если я не представляю, как сделать этюд или работу акварелью, то я хватаюсь за пастель. Образ мне диктует материал». В пастели он использует тон бумаги, играет насыщенностью цвета и света, находя особенные нюансы полутонов.  («Лодки Нормандии», «Последний луч солнца», «Авьен – д’Оргнак», «Атлантика у Биаритц»). Эти пастели говорят о живописных  возможностях художника, о свободном  владении цветом. В них  вибрирует воздух, сотканный из солнечных лучей, завораживает морская даль, окутывает поэзия южного ландшафта с древними городами, селениями, полями. Ряд пастелей художник  дорабатывает, переводя их  в картины, написанные маслом.

Живописные холсты  еще одна  сторона творчества художника. Он пишет, главным образом,  пейзажи, но есть у него натюрморты и портреты.  («Санкт-Петербург»,  «Зима на Васильевском острове в Петербурге»,  «Смоленск»,  «Натюрморт с вереском»,  «Автопортрет»,  «Весна. Оленька»). Живопись у Васильева сочная, радостная, в ней наслаждение от цвета и света.  Каждый раз стремиться уловить состояние, и это он считает  главным. Его стремление к образности, воплощается через цветовые характеристики. В живописи он аккумулирует впечатления от непосредственного натурного видения. В холстах прописана каждая форма, промоделирована светом, крепко построена, основана на мажорной колористической гамме. Он прорабатывает детали, но при этом сохраняет цельность и некоторую монументальность,  выявляет красоту различных оттенков одного и того же цвета,  взятого подчас локально («Маки», «Вакханка», «Александро-Невская лавра», «Старые сосны в Картаре», «Туман в горах Испании»).

Художник не ограничивает свое творчество традиционными техниками, он экспериментирует и ищет новые формы. Особый ряд занимают произведения - фантазии, выполненные в смешанной технике. Толчком к созданию этих необычных  произведений послужила работа над иллюстрацией. Получив в 1992 году заказ от издательства, он неожиданно выбрал технику гуаши  поверх напечатанной монотипии. Эффект  работы гуашью по монотипии  оказался неожиданным, так как кистью не сделать такую красивую цветовую растяжку.  Рассматривая эти иллюстрации, трудно понять, какую технику использовал художник. Работа над книгой послужила толчком  для создания больших фантазийных листов. Васильев продолжил поиски, вводя дополнительно в цветовой ряд композиций, типографское фольгированное золото, перламутровый акрил. В сюжетах этих  произведений Васильев использует вариации на этнографические темы, с их шаманскими заклинаниями, ритуальными танцами; фантазии на темы уличных музыкантов, с волынщиками, скрипачами, гитаристами;  ремейки на  живописные полотна  знаменитых мастеров Брюллова, Караваджо, Гирландайо, Брейгеля и других   («Хозяин тайги», «Волынщики», «Слепые ведут слепцов», «Вакх», «Ромео и Джульетта»). В этих работах  появляется игровой  элемент, предметы и персонажи подвержены различным метаморфозам, игра фактур создает идеальное попадание в декоративный строй.  Листы сложные и затейливые по композиции, декоративные по цвету, они удивляют  своей выдумкой, театральностью и разнообразием сюжетов. В них сочетание точно найденного ритма, гармонии и уравновешенности цветовых пятен и та мера вкуса,  которая отличает настоящие произведения искусства. 

Творческая жизнь Васильева разнообразна. Удивительно, как один человек может работать в столь разных направлениях, находя для каждого из них свой язык, свой характер, но вместе с тем оставаясь очень цельным человеком и в этом его особый дар. Его работы находятся во многих музеях нашей страны и за рубежом, он участник многочисленных экспозиций в России и зарубежом, а также провел более двадцати персональных выставок.

В.Ушакова, искусствовед, член Союза художников России, Заслуженный работник культуры Р.Ф.