БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ,

ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Санкт-Петербург  
 

logoБАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА (БИЭПП)

Санкт-Петербург  

«Штрихи к портрету ноября»

газета «Санкт-Петербургские ведомости» от 25.11.2005г. Александра Андреева.

Прошлая неделя для модников нашего города выдалась необыкновенно бурной. Одновременно прошли сразу два «молодежных» мероприятия – 11-й международный конкурс «Адмиралтейская игла» и 7-й фестиваль «Модный десант», который тоже знакомит публику с работами тех, кто только начинает профессиональный путь.

В тот же день, когда открывались оба смотра молодежных достижений, торжественно распахнул двери для публики огромный магазин Vanity-opera. В нем на нескольких этажах разместились одежда и аксессуары многих известных в мире марок (по весьма специфическим ценам). Этот бутик с откровенным названием (vanity – тщеславие) обосновался в том самом здании, которое в один прекрасный день вдруг обнаружилось на Казанской улице сразу за колоннадой Казанского собора. Явление «стеклянного куба» народу тогда вызвало очередной всплеск общественного возмущения, которое, впрочем, довольно быстро схлынуло. А дом остался, и наступил момент, когда по красной дорожке в его распахнутые двери втянулась нарядная публика.

На открытии бутика была группа людей, не знакомых петербургской тусовке, зато весьма известных в мире. Это представители модного дома CommedesGarcons, в частности его генеральный директор Адриан Жоффе. С начала 1980-х годов под этой маркой создается одежда для интеллектуалов, очарованных скульптурными пропорциями, виртуозным кроем и страной красотой, свойственными почерку дизайнера Рей Кавакубо. Удивительным образом CommedesGarcons удается совмещать закрытость и массовый успех.

Госпожа Кавакубо утверждает, что создает не вещи, а высказывания. Воспользовавшись случаем, я спросила у Адриана Жоффе, как изменились в последнее время «высказывания» его супруги – ведь в мире такое творится. В частности, в их Париже. Он ответил неожиданно.

- Главная движущаяся сила художника – голод, сказал господин Жоффе. – И гнев.  -  Голод и гнев правят творчеством всегда. И в последнее время они ощущаются острее. Рей Кавакубо не занимается политикой. Она занимается творчеством. Чем тяжелее груз опыта, тем меньше она уверена в себе. Ей хочется показывать коллекции все меньшему количеству людей. Мы с огромным трудом уговорили ее на последней неделе в Париже  впустить в зал 300 человек. Она говорит, чем меньше народу, тем лучше они могут увидеть модели и насладиться деталями…

Мода сейчас слишком подвержена влиянию крупных корпораций. Все становится банальным и бесцветным. Людей, придумывающих новое, то есть настоящих творцов, не отличают от  тех, кто использует их находки… Есть известные модельеры, которые работают сразу на несколько брендов, тем самым они не дают молодым пробиться…

Эти слова Адриана Жоффе я вспоминала не только бродя по этажам «Тщеславия», но и в последующие дни, когда шли показы начинающих дизайнеров. В последнее время как-то не принято говорить с молодыми о чувствах, питающих творчество. Чаще речь идет о бизнесе, пиаре, инвестициях, тенденциях и клиентуре. Это насущная необходимость. Но, уделяя внимание средствам, мы порой забываем о цели. О смысле того, что становится для молодого человека делом жизни. И не голод и гнев, а сытость и тщеславие порой становятся базой для упражнений с тканями.

Конкурс «Адмиралтейская игла», в очередной раз проведенный Университетом технологии и дизайна при поддержке администрации города, в этом году показал, что студенты, видимо, потеряли интерес к чистой фантазии. Номинация «Авангард» оказалась самой слабой. Победившая в ней коллекция  москвичек Анастасии Якушиной и Елены Белопуховой «Акселератка» (Московский текстильный университет) никак не поразила новизной – примерно такие же трикотажные вещи-трансформеры появлялись на подиумах «Адмиралтейской иглы» и в прошлые годы. Показ, правда, прошел задорно, под веселую песенку про «дурру-малолетку», и, возможно, именно это произвело впечатление на заскучавшее жюри под председательством Вячеслава Зайцева.

«Гран-при» и победа в номинации Pret-a-porte досталась петербурженкам  Елене Кузнецовой, Ольге Маркович и Ольге Денисовой за ретро-коллекцию «Дневники Нелли Павловны» (Балтийский институт экологии, политики и права). Эта номинация оказалась интересной, в ней было несколько сильных коллекций студентов из Москвы и Мюнхена.

В номинации Pret-a-portedeluxe под девизом «Первая леди» победила опять же наша землячка Вера Чаплинская с вполне театральной коллекцией  VirginQeen («Королева девственница», Балтийский институт экологии, политики и права). При чем здесь прет-а-порте, да еще люкс (то есть одежа весьма высокого качества, предназначенная не для подиума, а для жизни), понять не представляется возможным. Коллекция забавная, но носить ее можно разве что на карнавале, да и то с трудом.

Впрочем, Вячеслав Зайцев справедливо заметил, что студенты вообще не склонны прислушиваться к тем заданиям, которые предлагают им устроители конкурса. И в этом есть проблема.

Будут ли они прислушиваться к заданиям, которые им предложит взрослая жизнь?