БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ,

ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Санкт-Петербург  
 

logoБАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА (БИЭПП)

Санкт-Петербург  

020801.65 - Экология

Квалификация выпускника – Эколог
Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения – 5 лет.

Специализации:

  • Общая экология
  • Историческая экология
  • Экологическое образование
  • Природное и культурное наследие
  • Экологическая безопасность
  • Экологическое право

Квалификационная характеристика выпускника

Эколог может занимать должности, требующие высшего профессионального образования согласно действующему законодательству Российской Федерации: эколога, младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера, экономиста, экономиста-природопользователя, инженера по охране окружающей среды, стажера-исследователя в области экологии, геохимика, научного редактора, инженера-исследователя и др.

При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля эколог может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования.

Сферой профессиональной деятельности специалиста-эколога являются

  • проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.;
  • органы охраны природы и государственные органы управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ, местных административных органов и других природоохранных ведомств и учреждений).
  • общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.

Объектами профессиональной деятельности эколога являются: организмы, популяции, сообщества, экосистемы, человек и взаимоотношения со средой; экологический мониторинг, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.

Специалист по специальности Экология может быть подготовлен к одному из следующих видов профессиональной практической деятельности: научно-исследовательская; проектно-производственная; контрольно-экспертная; педагогическая (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля).

Научно-исследовательская деятельность:

Эколог подготовлен к научным исследованиям в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде, в академических учреждениях и вузах.

Проектно-производственная деятельность:

Эколог подготовлен к решению следующих задач: оценке воздействий на окружающую среду; проектированию типовых мероприятий по охране природы; проектированию и экспертизе социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня; обеспечению экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности; проведению экологической экспертизы различных видов проектного анализа; разработке практических рекомендаций по сохранению природной среды; контрольно-ревизионной деятельности, экологическому аудиту.

Педагогическая деятельность:

Эколог может быть подготовлен для: педагогической работы в вузах; учебной и воспитательной работы в средних общеобразовательных школах при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля.

Возможности продолжения образования

Эколог, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности Экология, подготовлен к:

обучению в аспирантуре по научным специальностям, родственным данному направлению:

  • 11.00.11 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
  • 11.00.14 – Географическая экология и другим смежным специальностям

обучению в магистратуре по направлениям

  • Экология и природопользование,
  • География и другим смежным направлениям.

Требования к уровню подготовки абитуриента

Предшествующий уровень образования – среднее (полное) общее образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

Требования к профессиональной подготовленности выпускника

Эколог должен:

  • понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций; об экологической нише как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;
  • иметь современные представления о популяциях в экологии, систематике, генетике; закономерностях роста и регуляции численности популяций, условиях их устойчивого существования и жизнеспособности;
  • иметь современные представления о популяционной генетике, знать генетические основы стабильности популяций;
  • знать основы биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества;
  • знать причины изменений видового состава флоры и фауны под влиянием деятельности человека, знать механизмы, обеспечивающие устойчивость экосистем, иметь представление о возможностях управления процессами в экосистеме;
  • знать современные теории эволюции, концепции видообразования и их сопряженности с основными закономерностями функционирования экологических систем;
  • знать состав и строение Земли и земной коры, понимать роль экзогенных и эндогенных процессов в развитии земной коры во времени и пространстве;
  • иметь представление об основных этапах геологической истории земной коры и эволюции органического мира прошлого, уметь использовать стратиграфическую шкалу;
  • иметь представление о геологической деятельности человека и проблемах охраны геологической среды;
  • знать основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней; динамику и функционирование ландшафта; основы типологии и классификации ландшафтов; иметь представление о природно-антропо-генных геосистемах; владеть простейшими навыками ландшафтно-картографического анализа;
  • знать роль почвенного покрова как компонента наземных и некоторых субаквальных экосистем; связь неоднородности почв с биоразнообразием; плодородие почв и продуктивность биоценозов; экологические функции почвы;
  • должен иметь целостное представление о природных процессах, составляющих основу функционирования, естественной эволюции и антропогенно-обусловленных изменений биосферы, природно-территори-альных комплексов, экосистем;
  • знать состав и строение Земли и земной коры, понимать роль экзогенных и эндогенных процессов в развитии земной коры во времени и пространстве;
  • иметь представление об основных этапах геологической истории земной коры и эволюции органического мира прошлого, уметь использовать стратиграфическую шкалу;
  • иметь представление о геологической деятельности человека и проблемах охраны геологической среды;
  • знать основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней;
  • знать динамику и функционирование ландшафта; основы типологии и классификации ландшафтов, иметь представление о природно-антропогенных геосистемах; владеть простейшими навыками ландшафтно-картографического анализа;
  • знать процессы формирования климата, классификацию климатов, тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах, в том числе основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли;
  • знать основные закономеpности pадиационного и теплового pежима атмосфеpы Земли, фактоpы фоpмиpования климата;
  • знать структуру водных объектов Земли, закономерности их формирования и трансформации, особенности гидрологического режима рек, озер, водохранилищ, грунтовых и подземных вод, морей и океана; механизмы протекания процессов в водных объектах суши;
  • иметь представление о геохимической роли живого вещества, как биотической компоненты биосферы, о глобальном масштабе биогеохимических процессов в биосферных циклах важнейших химических элементов;
  • знать основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и накопления в экосистемах;
  • знать и уметь использовать методы обнаружения и количественной оценки основных загрязнителей в окружающей среде;
  • знать механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды;
  • знать особенности влияния загрязнений различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека;
  • знать и уметь использовать основы токсикологического нормирования;
  • понимать физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации;
  • знать основные черты кризисных экологических ситуаций, уметь использовать профессиональную подготовку (соответственно профилю) для разработки мер их преодоления;
  • знать экологические принципы рационального природопользования;
  • уметь планировать и осуществлять мероприятия по охране природы;
  • владеть методами оценки воздействий на природную среду (соответственно избранному профилю);
  • знать условия эколого-экономической сбалансированности регионов, проблемы использования возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, использования и дезактивации отходов производства;
  • уметь планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности;
  • знать и уметь использовать нормативно-правовые основы управления природопользованием, его цели, организацию и порядок взаимодействия с другими сферами управления;
  • понимать механизмы взаимодействий различных техногенных систем с природными экосистемами;
  • знать назначение мониторинга природной среды, методы наблюдений и анализа состояния экосистем;
  • иметь представление о принципах организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов;
  • знать и уметь применять основные математические методы моделирования и компьютерные методы анализа состояния экосистем.