БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Санкт-Петербург    

logoБАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА (БИЭПП)

Санкт-Петербург  


Общие сведения

Кафедра Дизайна организована на факультете дизайна БИЭПП в 1994 г. За время продуктивной работы кафедры сложился уникальный педагогический  коллектив. В результате творческого взаимодействия и на основе опыта разных «школ»  на кафедре была разработана концептуальная учебная программа по подготовке дизайнеров-бакалавров. Сложился собственный творческий подход в методике преподавания как проектных дисциплин, так и общепрофессиональных: рисунок, живопись, пластическое моделирование и скульптура и др. Студенты активно учавствуют в профессиональных  и специализированных выставках и конкурсах, регулярно становясь их призёрами и дипломантами. В процессе обучения студенты выполняют реальные проекты и заказы под руководством ведущих преподавателей кафедры Дизайна, нарабатывая свое личное портфолио. 


Трудоустройство

Выпускники нашей кафедры не имеют проблем с трудоустройством, так как строительство и отделка интерьеров является на сегодняшний день в России одной из самых развитых отраслей.

Еще во время учебного процесса студенты начинают получать свои первые реальные заказы и подрабатывать по специальности. По окончанию института, при затруднениях с устройством студенты получают протекцию от преподавателей и поступают в ведущие мастерские и студии города. 

Дизайнеры, закончившие БИЭПП, работают как в частном, так и в общественном секторе, руководят собственными фирмами, как например: Анастасия Маякова и Ольга Тычкина, братья Жилины, Оксана Попугаева, или дизайн-подразделениями как: Новикова Мария, Ксенья Москвина. Некоторые наши выпускники, попробовав себя в практической деятельности, возвращаются в институт в качестве преподавателей. Выпускники часто заходят в институт, поддерживают контакты со своими преподавателями, советуются и консультируются по полученным от заказчиков проектам, проводят семинары и делятся опытом с младшими коллегами.  


Образовательный процесс

В настоящее время программа обучения на кафедре дизайна в БИЭПП ориентирована на подготовку и выпуск дизайнеров широкого профиля.

  • Проектирование планировочных и объёмно-пространственных объектов, благоустройства и реконструкций территорий и зон различного функционального назначения в городской и ландшафтной среде.
  • Концептуальные, художественно-образные и проектные разработки средовых объектов и комплексов  жилой, общественной и производственной среды, городских, парковых и ландшафтных территорий, коттеджных и дачных участков.
  • Проектирование локальных средовых объектов и средовых комплексов.  Разработка функциональной организации, оборудования и оснащения различных видов пространственной среды /павильоны, навесы, киоски, рекламно-информационные установки, витрины, торговое и уличное оборудование, детские игровые площадки, фонтаны, вывески, порталы, зоны транспортного обслуживания, парковые и городские зоны отдыха, малые архитектурные формы и т.д.
  • Проектирование функционально-пространственной среды для досуга, отдыха, проведения праздничных и выставочных мероприятий.

Проектирование – профилирующая дисциплина в цикле специальных дисциплин и изучается со 2-ого по 8-й семестры.

Курс дисциплины «Проектирование» рассчитан на 4-х летний цикл обучения, включает теоретическую и практическую подготовку и ориентирован на развитие у студента творческого мировоззрения, креативного мышления и объёмно-пространственного воображения.

Курс обучения включает широкий спектр методических средств и педагогических приёмов, взаимодействие теории и практики,  освоение традиционных и современных проектных технологий, компьютерное проектирование и графику, приобщение к  ручному мастерству через макетирование и  объёмное моделирование, а также  активный творческий контакт педагога и студента.

Базовые стратегические принципы  обучения:

  • Развить у студента мотивацию к проектному творчеству, художественные и интеллектуальные способности;
  • Выработать у студента осознание роли воображения, фантазии, интуиции, дизайнерского  мышления в формировании оригинальных идей в проектировании средовых объектов, решения их благоустройства и  функционального оборудования, насыщения элементами дизайна и   монументально—декоративного искусства;
  • Научить студента технологии проектного процесса, как метода последовательной разработки этапов формирования проектного продукта;
  • Научить студента дизайнерским и художественным приёмам организации и формирования оптимальной и гармоничной среды обитания человека;
  • Научить студента методам и средствам реализации и защиты проектных решений, дать алгоритм организации и проведения процесса практической деятельности:
  • «Постановка проблемы → определение проектных задач → предпроектный анализ → концепция проектного решения → разработка → реализация и защита проекта»

Наибо­лее инте­рес­ные и слож­ные зада­ния вхо­дят в состав диплом­ных про­ек­тов, темы которых во многом определяются реально существующими проблемами в инфраструктуре пространственной среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

На кафедре раз­ра­бо­таны спец­курсы: «Основы ком­по­зи­ции», «Цвето­ве­де­ние», «Маке­ти­ро­ва­ние», «Технический ­ри­су­нок», «Шрифты», «Свет и цвет в интерьере» и др.

Методическая структура обучения

1-й курс

Композиционные основы проектирования

«Пропедевтика», Проектирование –«Дизайн городской и ландшафтной среды».

Получение навыков системного анализа метроритмических, масштабных и других  закономерностей в композиционном проектировании дизайн-объекта; Знакомство с техникой эскизной графики, получение знаний и навыков построения простейшей объёмно-пространственной композиции.

Приобретение практических навыков перевода визуальной формы реально существующих средовых объектов на проектный язык  графики  масштабных ортогональных и аксонометрических изображений.   Проектирование единичных объектов малых архитектурных форм в пространственной среде.

Графическое преобразование плоскости геометрических фигур

 

Трансформация плоскости

 

Объем и пространство

 

Проект 1 - решетка под дерево

 

Проект 2 - скамья

 

Проект 3 - курдонер

 

2-й курс

Учебное курсовое проектирование  - «Дизайн функционально-пространственной среды»

Мето­ди­че­ские задачи курса вклю­чают зна­ком­ство сту­дента со спе­ци­фи­кой дис­ци­плины «Дизайн среды», как про­ект­ной дис­ци­плины. Раскры­ва­ются зна­че­ния поня­тий «среды», «про­стран­ства», «ком­плекс­ного и сре­до­вого объ­екта». На при­мере про­стей­ших сре­до­вых объектов сту­дент зна­ко­мится с поня­тием «образа» про­ек­ти­ру­е­мого объ­екта, с «про­ект­ным сце­на­рием» как с содер­жа­тель­ной осно­вой про­ек­ти­ру­е­мой среды, углуб­ля­ется зна­ком­ство с осно­вами ком­по­зи­ции в дизайне среды и выра­зи­тель­ными сред­ствами про­ект­ной гра­фики, как базо­выми эле­мен­тами про­фес­сио­наль­ного языка буду­щего дизай­нера. Студент полу­чает навыки созда­ния сце­на­рия для видео­-пре­зен­та­ции про­екта в режиме слайд-шоу.

Фрагмент городской среды

 

Мосты

 

3-й курс

Учебно-курсовое проектирование – «Дизайн общественной среды закрытых и открытых пространств».

Цель курса- обу­че­ние сту­дента мето­дике и прин­ци­пам ком­плекс­ного про­ек­ти­ро­ва­ния среды от дизайна отдель­ного объ­екта до про­стран­ственно раз­ви­тых инте­рье­ров и экс­те­рье­ров с уче­том архи­тек­турно-пла­ни­ро­воч­ных при­вя­зок к город­ской среде. Спектр тема­тики про­ек­ти­ро­ва­ния -  от объ­емно-пла­ни­ро­воч­ного и ком­по­зи­ци­он­ного реше­ния экс­те­рьер­ных вит­рин, инте­рьер­ного тор­го­вого и выста­воч­ного обо­ру­до­ва­ния до многофункциональных средовых объектов и комплексов
Получения навыков проектирования сложных «монофункциональных» и «полифункци -ональных» средовых объектов в открытых и закрытых пространствах.

В про­цесс про­ек­ти­ро­ва­ния вво­дятся поня­тия  «син­тез искусств» в  формировании среды, «эмоционально-художественный образ» среды, «проектная концепция».

 

4-й курс

Учебно-курсовое проектирование»

Задачи дан­ного курса направ­лены на обу­че­ние сту­дента мето­дике и прин­ци­пам про­ек­ти­ро­ва­ния раз­ви­тых в про­стран­стве архи­тек­турно-сре­до­вых объ­ек­тов с ярко выра­жен­ной образ­ной насы­щен­но­стью, сту­дент зна­ко­мится с поня­тием «дизайн-кон­цеп­ция» и со спе­ци­фи­кой «кон­цеп­ту­аль­ного про­ек­ти­ро­ва­ния». Суще­ственно рас­ши­ря­ется сре­до­вая тема­тика про­ек­тов: 

Мето­ди­че­ские задачи дан­ного курса направ­лены на даль­ней­шее совер­шен­ство­ва­ние навы­ков само­сто­я­тель­ной твор­че­ской работы над про­ек­тами, отли­ча­ю­щи­мися слож­ной простран­ственно раз­ви­той струк­ту­рой,  насы­щен­ными систе­мами совре­мен­ных

функ­ционально-тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов инфор­ма­ци­он­ного, зре­лищ­ного или реклам­ного харак­тера. Освоение метода «сце­нар­ного моде­ли­ро­ва­ния» среды.

 

«Диплом­ное проектирование»

Диплом­ное про­ек­ти­ро­ва­ние явля­ется заклю­чи­тель­ным эта­пом про­цесса обу­че­ния в уни­вер­си­тете. Целью этапа диплом­ного про­ек­ти­ро­ва­ния ста­но­вится систе­ма­ти­за­ция, закреп­ле­ние и даль­ней­шее углуб­ле­ние полу­чен­ных во время учебы про­фес­сио­наль­ных тео­ре­ти­че­ских зна­ний и прак­ти­че­ских навы­ков в про­ект­ной дея­тель­но­сти по профилю «Дизайн среды».

ПРАКТИКИ

1 курс

Учеб­ная музейная практика

Прак­тика про­хо­дит на базе одного из музеев Санкт-Петербурга

2 курс

Практика  пленэрная, рисовально-живописная проходит  в городском, парковом и ландшафтном пространстве Петербурга. 

3-й курс

Практика учебно-аналитическая. Дизайн-анализ планировочных и объёмно-пространственных решений средовых объектов различного функционального назначения.

4-й курс

Преддипломная практика

В прак­тике работы кафедры — при­гла­шение для лекций или посещение лекций спе­ци­а­ли­стов по узким спец­иализированным те­мам, как напри­мер, «современный «умный дом», «Свето­ди­зайн», «Концеп­ция праздничного оформления города » и т.д.

Начи­ная со вто­рого курса  на кафедре вводится курс «Компью­тер­ное проектирование», а видео­ма­те­риал ста­но­вится состав­ной частью каж­дого про­ект­ного зада­ния. Тради­ци­он­ная макетно-гра­фи­че­ская подача допол­ня­ется сред­ствами муль­ти­ме­диа. Кафедра рас­по­ла­гает ком­пью­тер­ными клас­сами  с хоро­шей тех­ни­че­ской базой, осна­щен­ными лек­ци­он­ными ауди­то­ри­ями, библиотечным и методическим  фондами.
Кафедра «Дизайн среды» посто­янно обновляет выставочные пространства института лучшими дипломными  и курсовыми работами. Студенты и выпускники кафедры являются постоянными участниками  специализированных профессиональных конкурсов и выставок  и неоднократно становились их призёрами и дипломантами.