Общие сведения
Кафедра Дизайна организована на факультете дизайна БИЭПП в 1994 г. За время продуктивной работы кафедры сложился уникальный педагогический коллектив. В результате творческого взаимодействия и на основе опыта разных «школ» на кафедре была разработана концептуальная учебная программа по подготовке дизайнеров-бакалавров. Сложился собственный творческий подход в методике преподавания как проектных дисциплин, так и общепрофессиональных: рисунок, живопись, пластическое моделирование и скульптура и др. Студенты активно учавствуют в профессиональных и специализированных выставках и конкурсах, регулярно становясь их призёрами и дипломантами. В процессе обучения студенты выполняют реальные проекты и заказы под руководством ведущих преподавателей кафедры Дизайна, нарабатывая свое личное портфолио.
Трудоустройство
Выпускники нашей кафедры не имеют проблем с трудоустройством, так как строительство и отделка интерьеров является на сегодняшний день в России одной из самых развитых отраслей.
Еще во время учебного процесса студенты начинают получать свои первые реальные заказы и подрабатывать по специальности. По окончанию института, при затруднениях с устройством студенты получают протекцию от преподавателей и поступают в ведущие мастерские и студии города.
Дизайнеры, закончившие БИЭПП, работают как в частном, так и в общественном секторе, руководят собственными фирмами, как например: Анастасия Маякова и Ольга Тычкина, братья Жилины, Оксана Попугаева, или дизайн-подразделениями как: Новикова Мария, Ксенья Москвина. Некоторые наши выпускники, попробовав себя в практической деятельности, возвращаются в институт в качестве преподавателей. Выпускники часто заходят в институт, поддерживают контакты со своими преподавателями, советуются и консультируются по полученным от заказчиков проектам, проводят семинары и делятся опытом с младшими коллегами.
Образовательный процесс
В настоящее время программа обучения на кафедре дизайна в БИЭПП ориентирована на подготовку и выпуск дизайнеров широкого профиля.
- Проектирование планировочных и объёмно-пространственных объектов, благоустройства и реконструкций территорий и зон различного функционального назначения в городской и ландшафтной среде.
- Концептуальные, художественно-образные и проектные разработки средовых объектов и комплексов жилой, общественной и производственной среды, городских, парковых и ландшафтных территорий, коттеджных и дачных участков.
- Проектирование локальных средовых объектов и средовых комплексов. Разработка функциональной организации, оборудования и оснащения различных видов пространственной среды /павильоны, навесы, киоски, рекламно-информационные установки, витрины, торговое и уличное оборудование, детские игровые площадки, фонтаны, вывески, порталы, зоны транспортного обслуживания, парковые и городские зоны отдыха, малые архитектурные формы и т.д.
- Проектирование функционально-пространственной среды для досуга, отдыха, проведения праздничных и выставочных мероприятий.
Проектирование – профилирующая дисциплина в цикле специальных дисциплин и изучается со 2-ого по 8-й семестры.
Курс дисциплины «Проектирование» рассчитан на 4-х летний цикл обучения, включает теоретическую и практическую подготовку и ориентирован на развитие у студента творческого мировоззрения, креативного мышления и объёмно-пространственного воображения.
Курс обучения включает широкий спектр методических средств и педагогических приёмов, взаимодействие теории и практики, освоение традиционных и современных проектных технологий, компьютерное проектирование и графику, приобщение к ручному мастерству через макетирование и объёмное моделирование, а также активный творческий контакт педагога и студента.
Базовые стратегические принципы обучения:
- Развить у студента мотивацию к проектному творчеству, художественные и интеллектуальные способности;
- Выработать у студента осознание роли воображения, фантазии, интуиции, дизайнерского мышления в формировании оригинальных идей в проектировании средовых объектов, решения их благоустройства и функционального оборудования, насыщения элементами дизайна и монументально—декоративного искусства;
- Научить студента технологии проектного процесса, как метода последовательной разработки этапов формирования проектного продукта;
- Научить студента дизайнерским и художественным приёмам организации и формирования оптимальной и гармоничной среды обитания человека;
- Научить студента методам и средствам реализации и защиты проектных решений, дать алгоритм организации и проведения процесса практической деятельности:
- «Постановка проблемы → определение проектных задач → предпроектный анализ → концепция проектного решения → разработка → реализация и защита проекта»
Наиболее интересные и сложные задания входят в состав дипломных проектов, темы которых во многом определяются реально существующими проблемами в инфраструктуре пространственной среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
На кафедре разработаны спецкурсы: «Основы композиции», «Цветоведение», «Макетирование», «Технический рисунок», «Шрифты», «Свет и цвет в интерьере» и др.
Методическая структура обучения
1-й курс
Композиционные основы проектирования
«Пропедевтика», Проектирование –«Дизайн городской и ландшафтной среды».
Получение навыков системного анализа метроритмических, масштабных и других закономерностей в композиционном проектировании дизайн-объекта; Знакомство с техникой эскизной графики, получение знаний и навыков построения простейшей объёмно-пространственной композиции.
Приобретение практических навыков перевода визуальной формы реально существующих средовых объектов на проектный язык графики масштабных ортогональных и аксонометрических изображений. Проектирование единичных объектов малых архитектурных форм в пространственной среде.
Графическое преобразование плоскости геометрических фигур
Трансформация плоскости
Объем и пространство
Проект 1 - решетка под дерево
Проект 2 - скамья
Проект 3 - курдонер
2-й курс
Учебное курсовое проектирование - «Дизайн функционально-пространственной среды»
Методические задачи курса включают знакомство студента со спецификой дисциплины «Дизайн среды», как проектной дисциплины. Раскрываются значения понятий «среды», «пространства», «комплексного и средового объекта». На примере простейших средовых объектов студент знакомится с понятием «образа» проектируемого объекта, с «проектным сценарием» как с содержательной основой проектируемой среды, углубляется знакомство с основами композиции в дизайне среды и выразительными средствами проектной графики, как базовыми элементами профессионального языка будущего дизайнера. Студент получает навыки создания сценария для видео-презентации проекта в режиме слайд-шоу.
Фрагмент городской среды
Мосты
3-й курс
Учебно-курсовое проектирование – «Дизайн общественной среды закрытых и открытых пространств».
Цель курса- обучение студента методике и принципам комплексного проектирования среды от дизайна отдельного объекта до пространственно развитых интерьеров и экстерьеров с учетом архитектурно-планировочных привязок к городской среде. Спектр тематики проектирования - от объемно-планировочного и композиционного решения экстерьерных витрин, интерьерного торгового и выставочного оборудования до многофункциональных средовых объектов и комплексов
Получения навыков проектирования сложных «монофункциональных» и «полифункци -ональных» средовых объектов в открытых и закрытых пространствах.
В процесс проектирования вводятся понятия «синтез искусств» в формировании среды, «эмоционально-художественный образ» среды, «проектная концепция».
4-й курс
Учебно-курсовое проектирование»
Задачи данного курса направлены на обучение студента методике и принципам проектирования развитых в пространстве архитектурно-средовых объектов с ярко выраженной образной насыщенностью, студент знакомится с понятием «дизайн-концепция» и со спецификой «концептуального проектирования». Существенно расширяется средовая тематика проектов:
Методические задачи данного курса направлены на дальнейшее совершенствование навыков самостоятельной творческой работы над проектами, отличающимися сложной пространственно развитой структурой, насыщенными системами современных
функционально-технологических процессов информационного, зрелищного или рекламного характера. Освоение метода «сценарного моделирования» среды.
«Дипломное проектирование»
Дипломное проектирование является заключительным этапом процесса обучения в университете. Целью этапа дипломного проектирования становится систематизация, закрепление и дальнейшее углубление полученных во время учебы профессиональных теоретических знаний и практических навыков в проектной деятельности по профилю «Дизайн среды».
ПРАКТИКИ
1 курс
Учебная музейная практика
Практика проходит на базе одного из музеев Санкт-Петербурга
2 курс
Практика пленэрная, рисовально-живописная проходит в городском, парковом и ландшафтном пространстве Петербурга.
3-й курс
Практика учебно-аналитическая. Дизайн-анализ планировочных и объёмно-пространственных решений средовых объектов различного функционального назначения.
4-й курс
Преддипломная практика
В практике работы кафедры — приглашение для лекций или посещение лекций специалистов по узким специализированным темам, как например, «современный «умный дом», «Светодизайн», «Концепция праздничного оформления города » и т.д.
Начиная со второго курса на кафедре вводится курс «Компьютерное проектирование», а видеоматериал становится составной частью каждого проектного задания. Традиционная макетно-графическая подача дополняется средствами мультимедиа. Кафедра располагает компьютерными классами с хорошей технической базой, оснащенными лекционными аудиториями, библиотечным и методическим фондами.
Кафедра «Дизайн среды» постоянно обновляет выставочные пространства института лучшими дипломными и курсовыми работами. Студенты и выпускники кафедры являются постоянными участниками специализированных профессиональных конкурсов и выставок и неоднократно становились их призёрами и дипломантами.
Контактная информация
Приемная комиссия: +7-812-309-09-99
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.